Мы сейчас получаем очень интересный урок. Либеральная идея “баланса властей”, “сдержек и противовесов” трещит по швам. Казалось, она так хорошо продумана отцами-основателями, что не будет ей износу. Да что там казалось, она довольно долго успешно работала.
Но всё-таки это не машина, а чертёж. Если чертёж попадает в кривые руки, хорошей машины не выйдет. Или вот как геном. Да, он записан в ДНК, но какой выйдет организм, зависит в том числе от того, какие и когда гены будут экспрессированы.
Вроде бы это очевидно, и мы об этом знали. Хотя, видимо, не все. И отцы-основатели это хорошо понимали и предупреждали о необходимости быть бдительными.
Что такого принёс двадцать первый век, что всё пошло наперекосяк? Наверное, то, что политика стала зависеть от толпы.
Раньше информация была скудной и бегала медленнее. Оттого ей владели немногие, причём вдумчивая часть населения. Они и занимались политикой. Остальная масса в это не вникала и была инертной. Чтобы возбудить толпу и поднять на что-то активное, требовались невероятные усилия. Поэтому толпа в основном оставалась за бортом, а политики работали с людьми своего круга и зарабатывали авторитет речами и действиями, ориентированными на конгрессменов, судий, губернаторов и прочий истеблишмент. Откровенную чушь нести было не с руки. Соблюдать правила этики и вообще игры было важным, потому что это - сверка с чертежом. Тебя слушают люди, которые это понимают и “следят за базаром”. Не нарушены ли допуски? Выставить себя на посмешище перед солидными людьми - однозначный закат карьеры. Да и вся политическая лодка была неповоротливой. Медленность её разворота добавляла стабильности.
Теперь море информации, быстрое как ртуть, мгновенно доходит до самого ленивого избирателя. Отдельная проблема, что ввиду обилия - значительная часть информации - или мусор, или ложь. Политики переключились на работу с толпой. Неважно, как ты выглядишь перед интеллектуальной элитой, неважно, насколько твои слова соответствуют истине, главное - сможешь ли ты зажечь, увлечь толпу. Можно под радостный рёв толпы отбросить в сторону чертежи. Она не помнит, почему они важны.

Зато важно, сколько денег потрачено на предвыборную кампанию - они ведь вброшены избирателю - на создание у него сладких грёз. На каждого надо, вроде, немного, но ведь надо охватить миллионы. Поэтому было так желательно снять ограничения на финансирование этих самых кампаний. Что и было сделано в 2010-ом году: "
Citizens United v. Federal Election Commission, 558 U.S. 310 (2010)".
От претендента на высшие выборные должности теперь требуется популизм и только популизм: зажигательные речи, игра на глубинных чаяниях (инстинктах?) толпы, подпеть ей, польстить ей, щедрые обещания, без особого плана о их реализации, безжалостная травля политических оппонентов, бесстыжая ложь (толпа съест её горячей, а память у неё короткая). Это проделали большевики, потом нацисты, это повторяется повсеместно.
Что в результате? Возникает иллюзия, что к власти пришёл крутой парень, свой в доску, который смахнёт жуликов, присосавшихся к власти, осушит болото, сделает всё то, о чём мы так мечтали, выведет нас на широкую дорогу. Но реальные его цели - затуманить мозги и под этой завесой расставить везде своих людей, с их помощью парализовать институты, захватить все рычаги управления и сделать страну своей собственностью. Ничего, что при этом она много чего растеряет, ему хватит того, что останется.
Впрочем, думаю, Трамп искренне верит (во всяком случае верил), что то, что он делает, прямиком ведёт страну к процветанию, а то, что он при этом будет царём, так это просто для удобства реализации планов. Чтобы никто под локоть не толкал. А планы - такие замечательные. Главное - простые и понятные. Даже странно, что они начали сбоить.
Проясняется, кстати, почему Трамп собирался закончить войну за сутки. Возможно, он в это искренне верил. Просто он не понимал. Не понимал, с какой проблемой имеет дело. Какие пружины спрятаны внутри конфликта. “Под капотом”, как говорят американцы. Не понимал ни психологии Путина с его политбюро, ни Зеленского и всего украинского общества. Не понимал, какую силу имеет его привычный инструментарий “мастера сделок”. Ну а трамписты не понимали “ху из мистер Трамп”.
Ассошиейтед Пресс забанили в Белом Доме. Основания? Они отказались вслед за Трампом называть Мексиканский Залив Американским.
Какого сорта это их преступление? По какой статье оно проходит? Насколько серьёзное правонарушение назвать залив историческим именем? Особенно при условии, что президент переименовывает всё, что хочет, как хочет, ни с кем не советуясь, никого не предупреждая, не вынося на, прости Господи, референдум? При таком произволе в переименованиях требование их неукоснительно соблюдать звучит как издевательство.
Люди просто называют вещи привычными именами и не хотят угодливо подпевать самодуру.
Стало быть, как назвать удаление прессы по такому высосанному из пальца поводу? Цензура? Нарушение свободы слова? Да как ни назови. Всё это - произвол набирающего силу диктатора.